«Пьяная» реклама на службе Интернета
«Как раскрутить сайт?» - наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Не будем утомлять читателя изнуряющими подробностями, не будем говорить о том, что условия для успешной раскрутки сайта закладываются, как и в случае с хорошим кораблем, ещё на стадии проектирования. Словом, шутки шутками, но работа есть, и её, как ни странно, нужно делать. Баннеры, которые всем известны со школьной скамьи, трогать не будем. Про это много написано, а ещё больше сказано. Предлагаю рассмотреть все на конкретном примере.
Итак, есть сайт www.visas.com.ua. Краткая характеристика: создан почти три года назад; однако все это время, за исключением последних 4-5 месяцев, никто его продвижением практически никто не занимался. Целевая аудитория – довольно узкая, что называется, профессиональная: армия менеджеров, директоров и всех, кто имеет отношение к профи-туризму.
Полгода назад, то бишь перед самым началом кампании по продвижению, пришлось провести модернизацию сайта: сделать более удобным форум, вывод новостей, внести изменения в систему администрирования и внедрить еще ряд чисто технических модификаций. Первоочередной целью было обеспечение сайта довольно ёмкой информационной базой. Но была одна «сложность»: ранее на Visas не существовало архива новостей, и старые новости просто удалялись. После проведения необходимых работ, ссылка на сайт стала появляться на первом месте при запросе «новости туризма» (целевая фраза) на Yandex.ru. При том же запросе в поисковой системе Google.com ссылка на Visas.com.ua «выпадала» уже на 13 место, а в поисковой системе Altavista.com (о, чудо!) – шла на первом месте.
Параллельно с этим было решено немного оптимизировать размещение кнопок рейтингов. Нужно отметить, что на большинстве сайтов Рунета кнопки счетчиков размещаются довольно необдуманно. Поэтому, было участвовать только в популярных рейтингах, а также в тех, где сайт занимал достаточно хорошие позиции.
Учитывая то, что целевая аудитория (менеджеры турфирм Украины) довольно немногочисленна, было решено применить также средства продвижения сайта в офлайне. Как известно, люди, относящиеся к определенным профессиональным группам (рекламисты, деятели шоубизнеса, дизайнеры и т.д.) любят различные неформальные встречи и совместные мероприятия. Профи туризма - тоже люди, и тусовочные слабости им отнюдь не чужды. Поэтому, после длительных обсуждений – две недели на форуме шли дебаты по поводу того, где, когда и как можно познакомиться «вживую» – выбрали место сбора. И – пошло-поехало: очное знакомство, общение, пиво...
Но это всё лирика. Основное же значение подобных «сборов» заключается в том, что Visas выступил в роли информационного спонсора. На сайте публикуются статьи-доклады о прошедшей встрече, размещаются фотографические свидетельства и так далее. Короче, одним ударом семерых: целевая аудитория проинформирована об интересном материале через рассылку новостей, сайт популярен – его смотрят, читаю, узнают. А информация о проведенной встрече, как правило, вызывает живой отклик. Оказывается, она представляет не меньший интерес, чем горячие новости, интервью и прочие «деловые» сведения.
Естественно, продвижение сайта только за счет размещения горячих новостей, за счет краткосрочных промоакций не имеет смысла. К сожалению, многие недооценивают значение информационной базы сайта. Допустим, ведется рекламная кампания, посетители заходят на сайт, но что они там видят? Что заставит их зайти еще и еще, и так, если не каждый день, то хотя бы раз в неделю или раз в месяц? В этом смысле Visas уже обладает достаточно солидной основой. Новости мира туризма размещаются ежедневно и в достаточно большом количестве, активен форум, на котором представители украинского турбизнеса обсуждают насущные проблемы.
Незадолго до проведения туристической выставки UITT 2003 возник вопрос об участии в данном мероприятии. Было решено найти компромисс между необходимостью и бюджетом. В итоге, участие Visas.com.ua ограничилось раздачей листовок. На UITT 2003, как и на любой нормальной выставке, раздается огромное количество бумаги. Зная об этом, необходимо было, уложившись в бюджет, сделать рекламу максимально запоминающейся и оригинальной. Учитывая предыдущий опыт, портал заказал листовки с рецептом алкогольного коктейля «Visas.com.ua» (который был специально разработан сотрудниками компании), при этом было подготовлено обоснование для каждого ингредиента коктейля. В листовке подробно описывалось, какое значение имеет каждая составляющая напитка – в результате, внимание посетителей выставки акцентировалось на перспективах развития интернет-проекта.
Несмотря на небольшое количество розданных объявлений, посещаемость сайта увеличилась, причем со временем эффект увеличения не сошел на нет – заинтересовавшаяся листовками аудитория продолжила посещать ресурс. Заметно, что пользователи узнали о существовании сайта и стали рассматривать его в качестве источника информации, а также в качестве средства общения в кругу себе подобных специалистов.
Вот вам и ценный вывод: даже пользователи деловых ресурсов больше реагируют на информацию связанную с развлечениями, тусовками, играми, чем на деловую. Слово «пиво» их интересует больше, чем фраза «бесплатное размещение пресс-релиза». Соответственно, необходимо корректировать и мероприятия по продвижению сайта. Конечно, надо учитывать и то, что только на развлечениях сайт не вытянешь. Подобные «легкомысленные» акции хороши для недорогого привлечения внимания, однако, как известно, реклама улучшает рыночное положение хорошего продукта и ускоряет провал плохого – поэтому, если пользователь не найдет на сайте того, что ему нужно, того, что его может заинтересовать, он и не станет частью постоянной аудитории ресурса.
Andrey Sh.