Сейчас точно уже и не догадаешься, знал ли творец из
Pandemic, что конторе его придет резец, когда показывал
The Saboteur мне на «ИгроМире». И ведь после взгляда в его честные глаза так и
хотелось представлять, как все это будет круто – стелс-режим, плюс
возможность воевать открыто, плюс огромный город, плюс всякие фенечки и
красотулечки – покупка оружия, достижения. Ну и стержневая идея – где
фашизм, там краски жизни тухнут, мир становится черно-белым. Свободные
же зоны цветут и пахнут. Сколько всего можно придумать интересного с
такой находкой! Выразить кошмар войны, обратить внимание на проблему,
которая хоть и затерта уже, но в таком вот виде ее никто не отражал.
Цвет – штука очень действенная, усиливает передачу настроения, тут уж
главное – правильно воспользоваться… Как вы думаете, получилось у
разработчиков сделать это?
СИС… САБОТЕР!
Сабо-сиськиВсе
размышления о глубине затеи оборвались в самом начале. Игра стартует в
кабаре, борделе, на экране первыми появляются (весьма неплохие) голые
груди. На заднем плане сцены изображен вечерний Париж, девушка
потрясает буферами, танцует, камера откатывается назад, в кадр влезает
официантка. Влезает, конечно же, сиськами, потом уже появляется все
остальное. Зал полон немцев, на рукавах их красным пламенем горят
повязки со свастикой. Они пристают к девицам, хватают их за всякие
места… Какая-то слишком уж дешевая и наглая замануха, авось дальше все
станет серьезнее? Прохожу по сюжету – узнаю, что мой персонаж живет в
этом борделе в потайной комнате. Вход в нее через (угадайте)… гримерку,
в которой всегда найдется десяток пышногрудых девушек. Они стоят,
сидят, красятся, крутятся перед зеркалом, но с какого бы ракурса мы ни
смотрели на комнату – всегда есть пара свободных сисек, чтобы попасться
нам на глаза.
Думается, на эту сцену немало ушло времени и средств.
Нет,
ей богу, я всеми руками за демонстрацию прекрасных женских частей тела,
но только в уместных местах. В Париже было несладко в те времена, но
такие бордели и кабаре действительно существовали, зачем только
заострять на этом внимание? Какой сакральный смысл в том, чтобы главный
герой от раза к разу проходил мимо пяти десятков обнаженных тел? В Wolfenstein мы по подвалам шарились – и ничего. В
The Saboteur основная идея уже на старте конфликтует с реализацией – зачем все эти
игры с цветом и претензия на глубинный смысл, когда игрока уже с самого
начала привлекают голыми округлостями? Вы можете спорить, что это
просто забавный эффект – но, вообще, отождествление фашизма с
высасывающим краски и жизнь монстром – это уже претензия; пусть не на
глубинный смысл, но на подачу и изображение – точно. Можно было бы
обойтись без этого перетекания, главное – сисек побольше напихать. В Heavy Metal: F.A.K.K. 2 главная героиня с очень внушительной грудью смотрелась весьма органично – там весь сеттинг попахивает безумием. Элексис из Sin
– тоже смотрится уместно, опять же, спасибо миру и сюжету. А тут… это
просто сиськи. Причем одним только кабаре дело не ограничивается…
Вот так примерно превращается тьма в свет.
Уходим погулятьИгра усиленно пытается копировать «Мафию»
в лучших ее проявлениях. Это, конечно, благо. Большая открытая
местность, аутентичная музыка, булькающе-пердящие автомобильчики,
снующие по булыжным мостовым… но в окружении низких домиков старой
Европы. «Мафия» брала
проработкой и деталями. То есть, если что-то сделано, то все
по-честному до мелочей. Сбили пешехода – вас посадят… если поймают.
Подстрелили полицейского – вас очень захотят посадить, просто так не
оторвешься. Да и главному герою там хватало трех-четырех пуль, чтобы
отдать богу душу, поэтому и действий всяких необдуманных приходилось
избегать. Вот этой фанатичной проработкой всего и вся и ковалась
атмосфера. Как можно не стать частью натурального мира?
Saboteur пытается повторять «Мафию», но… не во всем. Фанатичностью тут и не пахнет – наш герой, словно Альтаир (AC2
еще не вышел на ПК, поэтому Альтаир), с легкостью карабкается по
фасадам любых зданий, заборов, чего угодно. Причем покорить вершину
можно прямо посреди бела дня, когда вокруг сотни прохожих и десятки
патрульных фрицев – всем просто плевать.
Автотранспорт – вообще
игнорируется окружающими. Можно на огромной скорости протащить дюжину
человек по тротуару, превращая их кости в порошок, более удачливые
земляки и глазом не поведут. Аварии? Они тут бывают, но что толку –
машины не разбиваются совсем. Ездоки, впрочем, тоже. Модель повреждений
упразднили в угоду легкости – можно посидеть в кабине автомобиля,
спасаясь от плотного пулевого дождя, потыкаться взад-вперед,
разобраться с управлением, а болиду на все потуги фашистов плевать
хотелось.
В черно-белых логовах фашистов все взрывающееся маркировано красным. Фатальная ошибка.
Стоит,
однако, переехать или пристрелить одного фашиста у другого на глазах –
сразу поднимают тревогу (немцам, видимо, оккупированные французы совсем
ни к чему, поэтому позволяют их давить). Тут уже появляются черты
GTA.
Чем выше уровень мы заработаем, тем больше солдат придут нас убивать.
Даже танки приезжают к самым остервеневшим… Однако я не зря вспомнил
GTA, так как и тут работает трюк с танком. Садимся – катаемся, взрываем всех подряд, а нам никто сделать ничего не может. Круто!
Одно
непонятно – зачем было тогда тратить деньги, силы, время на огромные
свободные локации, обитатели которых на нас не реагируют? Не
чувствуется как-то вовлечения в историю и мир. Мы тут никто – разве что
немцам есть до нас дело, но и то лишь потому, что в них тут полагается
стрелять.
В отличие от
GTA и «Мафии»,
у нашего главного героя нет полосок здоровья – он по-современному
оснащен кровавой разбрызгивалкой, которая поливает экран, когда уж
слишком много пуль прилетает. Да, врагов тут – ну просто немерено. Уже
в первой-второй миссии убить двадцать автоматчиков – обычное дело, а на
десерт – пристрелить десяток огнеметчиков. Наш мститель-акробат не
стесняется. Один или полсотни – какая в свастику разница? Разве что в
количестве ярко-красной кровищи, которая очень контрастирует на фоне
злобной немецкой черно-белой атмосферы. Вот уж не думал я, что
разработчики так дешево обыграют эффект. Однако это так. Грустно.
Вот они – злые сиськи!
Сиськи, акт 2Не
буду рассказывать вам про идиотизм сюжета – по-моему, и без этого
понятно, что наш главный герой, взяв танк, может спокойно дойти до
самого Берлина, а потом выстрелить из главного орудия Гитлеру прямо в
рот… но ему приходится по долгу службы возвращать проданные немцам
бутылки с вином. Градус дури дальше – все выше, уж поверьте.
Но
я не об этом хотел рассказать, а про сиськи. Черт с ним, с кабаре, мы
все понимаем, пускай. Но зачем было запихивать в игру еще пяток
разнокалиберных девиц, которые то и дело появляются в кадре, чтобы
показать или миловидную мордашку, или кусочек мордашки и сиськи,
вываливающиеся из декольте? Особенно смешно выглядят злые немецкие
сиськи. Их зовут Франциска – они щеголяют в обтягивающем наряде и
олицетворяют зло. Такие вот дела, так что знайте: сиськи – это не
всегда благо. Бороться со злыми фашисткими грудями нам будут помогать
добрые английские шпионские буфера. Угадайте, кто победит?
А это вот добрые, но их тут не видно.
Козырну на прощаньеУ
Pandemic была отличная идея, которую можно реализовать по-иному, сделать что-то
важное, как-то обыграть вообще идею фашизма. Но, видимо, придумали они
ее случайно – без озарения, потому как результат оставить хоть какой-то
мыслительно-эмоциональный след фактически не в состоянии.
The Saboteur – это фарс, дурь и идиотизм под прикрытием альтернативы стелс/не стелс
прохождения, отвлекающего черно-бело-цветного эффекта и, конечно же,
многих сотен классных наливных сисек. А больше в нем ничего и нет. И
ведь даже обилие грудей не спасло
Pandemic от печальной участи. Не панацея это. Ах, как жаль.
Плюсы: стиль и краски; киношные ролики.
Минусы: фарс; абсурд; дешевые приемы; идиотский сюжет.